Я часто бываю душным в попытках разобраться в терминах в менеджменте.
2025-05-08 11:47
Я часто бываю душным в попытках разобраться в терминах в менеджменте.
Но это позволяет лучше понять саму суть предлагаемого метода.
KPI для меня загадка в части ответа на вопрос "а можно ли KPI привязывать к премиям ?"
Давайте разбираться 😀 Начнём с того, что говорят гуру управления.
1. Питер Друкер (популяризировал термин "KPI")
В книге "The Practice of Management" (1954) он подчеркивал, что показатели должны быть инструментом анализа, а не стимулирования. Критиковал прямое связывание метрик с премиями, так как это ведет к манипуляциям данными
2. Роберт Каплан и Дэвид Нортон (создатели Balanced Scorecard или по-русски система сбалансированных показателей)
В оригинальных работах 1990-х предлагали использовать KPI прежде всего для стратегического управления. Предупреждали, что жесткая привязка к премиям искажает систему показателей.
3. Современные исследования (статьи в Harvard Business Review)
Прямая связь KPI и премий дает краткосрочный эффект, но:
• 73% случаев приводят к "игре с цифрами" • 61% - к ухудшению командной работы • 89% - к фокусу на измеримых, но не важных задачах
Раскрывает тёмную сторону KPI-ориентированного менеджмента. Автор предупреждает: слепое следование показателям может разрушить компанию, даже если цифры выглядят идеально.
Руководство ошибочно верит, что "если это нельзя измерить, этим нельзя управлять". На деле 60% критически важных факторов (корпоративная культура, инновации) не поддаются количественной оценке.
• Культура страха
Жёсткие KPI создают атмосферу, где сотрудники, боятся экспериментировать (а вдруг не выполню план?) и скрывают ошибки (чтобы не лишились бонуса)
• Гипероптимизация
Фокус на узких показателях убивает системное мышление: Логистика сокращает издержки → клиенты получают товары с опозданием IT экономит на серверах → падает скорость работы приложений.
• Эффект кобры
Это когда принятое для разрешения некой проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведёт к прямо противоположному целям результату.
Британские колонизаторы платили за убитых кобр → индусы начали разводить змей для премий. Современный аналог: Менеджеры по продажам "разогревают" клиентов перед отчётным периодом, искусственно создавая "всплески активности", если это есть в KPI.
5. Альтернативные подходы
Google и Microsoft используют KPI как диагностический инструмент, а премии рассчитывают отдельно по:
• Вкладу в командные результаты • Сложности задач • Развитию компетенций
Здесь нет привязки KPI к зарплате, но связь с премиями есть. Оклады платятся топовые, чтобы привлечь лучших с рынка и это гарантированный доход, он ни к чему не привязан.
Премии же выплачиваются 1-2 раза в год в размере 1-2 окладов + опционы менеджменту. То есть премии являются премиями - то что выплачивается сверху/отдельно от оклада.
Выводы
KPI в своей основе - это метрики. Это не цели. Метрики не могут быть целями. Метрики показывают эффективность, то ли мы делаем.
Попытки привязать KPI к системе "мотивации" дадут читерство показателями.
Особенно остро эта проблема стоит, если доля KPI в доходе сотрудника более 50%. Так, например, в одной очень известной, федеральной компании связи менеджеры по продажам делают фейковые продажи друг другу в отделе продаж, чтобы руководству показать "правильные" отчёты и получить премию. Компания настолько большая, что не видит подвоха.
Если доля KPI в доходе сотрудника менее 30%, то острота проблемы читерства показателями ниже, но все сотрудники уставшие. Ведь руководство постоянно что-то придумывает в KPI, чтобы "заставить" всех работать.
Может ли KPI быть связана с системой "мотивации" - да, но я не представляю сложность администрирования этой системы.