Блог

Функционализм и безразличие сотрудников

Функционализм и безразличие сотрудников - то, что мешает развиваться компаниям, несмотря на хороший продукт и прибыльный бизнес.

Давайте посмотрим на Валентина. Он собственник производственной компании.
Ему удалось построить прибыльную бизнес-модель.
Есть сотрудники, их уже 20-30 человек. Нужны ещё люди, их не хватает.

Управлять одному собственнику в какой-то момент стало сложно, были наняты руководители на отдельные функции: производство, продажи, маркетинг, снабжение и так далее.

Всё стало веселее. Задачи делегированы, есть руководители, жизнь Валентина наладилась.
Проходит полгода-год и Валентин всё больше замечает, что ему приходится вникать в задачи бизнеса ещё больше.

Вроде бы всё было делегировано, высвободилось время, но волшебным образом всё вернулось обратно в кратном размере. Клиенты всё больше хотят внимания собственника.
Сотрудники играют в пинг-понг ответственностью и невозможно разобраться где проблема.

Что обычно происходит после того как мы делим компанию на функции ?
Каждый руководитель отвечает за свой отдел и заботится только о своих показателях.
Что там происходит в остальных отделах его сильно не волнует, премия и kpi завязаны на выполнение плана по своему отделу, а значит это важнее.

Но в момент "точки кипения", когда все сотрудники устали, задач огромное количество, собственник или директор давят, план сам по себе давит, стресс и уровень напряжения растут каждый руководитель отдела начинает прикрывать свою "задницу".

И очень часто получается так, что все красавцы, только компания свои планы и цели не выполнила.

Кто должен координировать все функции ?
Директор. Тот кто управляет всей компанией и имеет более полную власть.
Каждый из руководителей отделов видит только свою часть.
Общую картину видит только руководитель выше.

Такова особенность функционального типа оргструктур.
Директор обязан быть всё больше и больше в операционном управлении до тех пор пока все руководители и сотрудники не научатся работать так как нужно.
И этот цикл условно бесконечен при условии роста компании.

Кроме этого проблема функционализма в том, что ответственность начинает странным образом размываться. Становится не понятно, а кто ответственен перед покупателем/заказчиком за выполнение обязательств компании по конкретному договору.

Эта проблема решается, но долго и упорно.
Необходимо между всеми руководителями договориться об ответственности.
Кто за что отвечает. И дальше требовать выполнения договорённостей.
Главное не слиться, а продолжать создавать такие условия, в которых руководители отделов вынуждены требовать друг от друга выполнения своих обязательств, а директор при этом должен корректировать работу всей системы в целом.

Но здесь возникает следующая проблема: оказывается что руководители отделов - это больше исполнители и задачи им ставятся на уровне "принеси-подай".
Made on
Tilda