Функционализм и безразличие сотрудников - то, что мешает развиваться компаниям, несмотря на хороший продукт и прибыльный бизнес.
Давайте посмотрим на Валентина. Он собственник производственной компании. Ему удалось построить прибыльную бизнес-модель. Есть сотрудники, их уже 20-30 человек. Нужны ещё люди, их не хватает.
Управлять одному собственнику в какой-то момент стало сложно, были наняты руководители на отдельные функции: производство, продажи, маркетинг, снабжение и так далее.
Всё стало веселее. Задачи делегированы, есть руководители, жизнь Валентина наладилась. Проходит полгода-год и Валентин всё больше замечает, что ему приходится вникать в задачи бизнеса ещё больше.
Вроде бы всё было делегировано, высвободилось время, но волшебным образом всё вернулось обратно в кратном размере. Клиенты всё больше хотят внимания собственника. Сотрудники играют в пинг-понг ответственностью и невозможно разобраться где проблема.
Что обычно происходит после того как мы делим компанию на функции ? Каждый руководитель отвечает за свой отдел и заботится только о своих показателях. Что там происходит в остальных отделах его сильно не волнует, премия и kpi завязаны на выполнение плана по своему отделу, а значит это важнее.
Но в момент "точки кипения", когда все сотрудники устали, задач огромное количество, собственник или директор давят, план сам по себе давит, стресс и уровень напряжения растут каждый руководитель отдела начинает прикрывать свою "задницу".
И очень часто получается так, что все красавцы, только компания свои планы и цели не выполнила.
Кто должен координировать все функции ? Директор. Тот кто управляет всей компанией и имеет более полную власть. Каждый из руководителей отделов видит только свою часть. Общую картину видит только руководитель выше.
Такова особенность функционального типа оргструктур. Директор обязан быть всё больше и больше в операционном управлении до тех пор пока все руководители и сотрудники не научатся работать так как нужно. И этот цикл условно бесконечен при условии роста компании.
Кроме этого проблема функционализма в том, что ответственность начинает странным образом размываться. Становится не понятно, а кто ответственен перед покупателем/заказчиком за выполнение обязательств компании по конкретному договору.
Эта проблема решается, но долго и упорно. Необходимо между всеми руководителями договориться об ответственности. Кто за что отвечает. И дальше требовать выполнения договорённостей. Главное не слиться, а продолжать создавать такие условия, в которых руководители отделов вынуждены требовать друг от друга выполнения своих обязательств, а директор при этом должен корректировать работу всей системы в целом.
Но здесь возникает следующая проблема: оказывается что руководители отделов - это больше исполнители и задачи им ставятся на уровне "принеси-подай".